Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Опять Господь привёл нас посетить храмы Божии в Боголюбивом граде Караганде и разделить с вами молитву и Христову чашу причащения и напомнить вашему вниманию о тех ваших обетах, в которых вы устами своих богопоставленных кумовьёв, крестных отцов и матерей исповедали веру в Троицу Святую – Отца, Сына, и Духа Святаго. Всё то, что говорили ваши кумовья, они от вашего имени говорили. И что обещали тогда от вашего имени кумовья, что вы были обязаны в любви Христовой и преданности Ему исповедовать святое имя св. Троицы и с Богом быть всегда в мире. А так как в мире житейском всяко бывает: всякие бури, наветы, бураны, взаимоотношения, охлаждения и искушения бывают в мире с человеком – то Дух Святый, который обвеял вас в Святой купели, не оставит вас никогда в тяжёлые минуты, во всяких обстоятельствах, и даже в тяжёлые минуты вашего раздумья, и даже в тяжёлые минуты вашего охлаждения.

    Итак, Христос Спаситель говорит своим ученикам, и св. апостол Матфей говорит на последней странице и на последних строках своего Божественного Евангелия, как Христос Спаситель по Воскресении Своем сказал своим ученикам: “Идите в мир, проповедайте людям то, что Я говорил, учите их всему тому, что Я благовестил, и, когда будете учить веровать в Мя, и когда будете их учить доверять Мне, Сыну Божьему во плоти, то и крестите во имя Отца и Сына и св. Духа. И кто будет крещен, тот будет спасен. А кто не будет крещен, Святой Евангелист прямо и открыто говорит, будет осужден. Но это слова не Евангелиста, а Самого Христа Спасителя, которые и подает нам в своих божественных строках Евангелист Лука. Об этом читается всегда на воскресной утрене в 8 недель раз. В 11 недель раз, потому, что в воскрестных у нас 11 Евангелий, а восемь гласов только”.

    Так вот мы, священнослужители, каждый из нас, поставленный на чреду своего служения от Господа Бога – через земную Церковь, через земную, Богом поставленную, иерархию во чреде своего послушания, на служении чреды своя священнослужения обязаны пред Господом Богом время от времени во времена благоприятные благовестить вам эту истину, повторять вам эту истину, очень деликатно, без всякого принуждения: “Аще хощещи”. Все то, что было сказано у купели – напомнить вам, что вложено было в уста ваших воспреемников и напомнить все то, во что вы верили в детские возрасты так как никто из старцев уж не может так правильно без рассуждения верить на веру, как верят дети своим отцам и матерям.

    Как бы посещая вниманием свои паствы, имеем долг, имеем обязанность, имеем ответственность не умолчать пред вашим вниманием то, о чем сейчас преподносится вашему боголюбивому вниманию и служу а нашей вере, а нашей любви, о нашем христианстве, о нашем сыновстве к Господу Богу, о нашем сыновстве к Царице Небесной и о нашем любви к Церкви Христовой, которую Господь на земле построил как на добрых камнях – на своих святых Апостолах и скрепил эти камни своею Божественной кровию на страшной Голгофе, на страшном римском кресте. Это мы исповедуем, это мы приняли, это мы лобзаем и очень всему должны быть рады, что мы родились в православной церкви, что мы крестились в православной купели паки бытия, что мы исповедали устами своих восприемников, и что мы приняли от своих верующих родителей. Все это говорит за то, что мы это сохранили, как драгоценную жемчужину, в сердце своем.

    С таким предложением посещают пастыри и архипастырь свою паству и проповедуют в храмах своему духовному стаду. Они всегда должны неленостно, неуклонно и сбольшой ответственностью перед Господом Богом не из – за страха, а только по любви и вере вам сии слова проповедывать пред вами и ваше внимание освещать словами теми, которые мы ваше внимание освещать словами теми, которые мы вашему вниманию преподносили с божественных строк священного Евангелия и этим биением воздуха, доходящего до вашего через ваш слух в ваше сердце, вас обновлять, вас утешать, вас укреплять в надежде общей на все, то, что обещал Господь Иисус Христос всем любящим Его.

    Снисхождение Сына Божия безмерное к роду человеческому и снисхождение Христа Спасителя выше снисхождение ваших земных родителей. Вот такой замечательный и трогательный и высокий пример, что Христос Спаситель, когда проповедывал по земле воплотившийся Бог во плоти Адама, т.е. во плоти человеческую, под видом как бы обыкновенного благочестивого человека повышенного уровня, проповедывал истину неба, истину…на лукавой земле, и Христос Спаситель, как Бог, знал человеческую душу, знал человеческое сердце, знал человеческий характер, знал человеческие увертки, знал человеческую злобу, хитрость и лукавство, знал, что Его будут поносить, что будут в Него камнями метать и даже будут желать с горы столкнуть с высокой, как это было в одном городе, но он Божественной благодатью, “прошед идяше”, как говорит Св. Апостол, на прекраснейшем на этом мало понятном, но очень приемлемом нашим сердцам и сознанием славянском языке. Один богослов сказа, что это прекрасный славянский язык, на котором человек беседует с Богом.

    Мы, посещая приходы, мы, посещая города, приносим вашему вниманию, все то, что нам поручено в нашем благодатном послушании вам говорить, вам проповедовать и вам очень в деликатных формах напомнить все те ваши обязанности христианские, чтобы мы были не осуждены, как неключимые, ничего вам не говоря, и чтоб на страшном суде вы б не сказали, что мы все время молчали. А поэтому мы и говорим, чтоб тогда если вы ошибетесь, что вы тогда молчали. Так святые все четыре Евангелиста, пошедшие в мир проповедывать Евангелия, и поставляя архиереев и священников им заповедали все то проповедывать, чему учил Христос, но я возвращусь. Я эту мысль не забыл, которую и начал, что Христос Спаситель будучи во плоти, как человек и которого оскорбили и в которого многие не веровали даже близкие, даже Иосифа обручника сыновья не очень–то верили некоторое время, то Он же сказал им: “можете Меня оставить”.

    И Христос Спаситель пред страданиями сделал такую возможность, две такие возможности необыкновенные человечеству: спастись и получить то обетованное царство, которое приуготовлено до сотворения мира сего, до устройства земного мира сего для каждой той души, которая на нашей планете родится. Всемогущий Бог знал, что творил и знает, что творит и т.к. люди Иисуса Христа в лице сына человеческого всегда поносили и оскорбляли и не признавали и бесноватым называли, то Он, Божественный Отец наш, Благодетель наш, однажды сказал так: “Будет прощено человеку, который хулил Меня в лице Сына человеческого”. Кто в Иисусе Христе не видел Сына Божия, кто соблазнялся о Нем, кто поносил Его, если будет каяться будет ему прощено. Какая радость, какое обетование! Но дальше Христос Спаситель говорит: “А кто похулит Духа Святого, действие Духа Святого – тому не простится никогда”.

    И спросили однажды Апостолов люди благочестивые, что это значит, что в лицо Иисуса Христа ругали и поносили и камнями в него метали, то простится при покаянии. А духа Святаго неведомого – Дух бестелесный – если кто не признал – тому никогда не простится. И ответили св. Апостолы так, что в лице Сына Божия могли люди соблазняться, ибо Он принял плоть Адама согрешившего, чтоб Адама спасли и всех людей адамовичей – спасли. Но хула на Святаго Духа есть хула на таинства благодатные: таинство священства, таинство соборования, таинство причащения. Если в этой области человеков будет поносить, хулить будет, то Бог по земным нашим порядкам, не обещает прощения грехов. А дальше идет двоеточие в том месте Евангелия, где говорится, что “Малых сих не соблазняйте”, т.е. понимающих образ спасения, запросто живущих. Если малая вера зародилась в их сердце как зернышко малое горчичное, то дай Бог – чтоб и это сохранилось! Оно должно возрасти со временем в большое дерево. А если сих малых кто соблазняет, с пути благодатного отклоняет, кто его не поддерживает, то эти люди называются соблазнителями.

    Иисус Христос – источник любви – источник прощения, источник радости – Ходатай Небесного Царствия, давший Апостолам ключи в Царствие Небесное, через двери которые мы все должны пройти в рай планам Божественныя Троицы. И здесь же Он говорит, что все соблазнители растление грехов не примут – и лучше бы их камнем мельничным в пучине водной потопить. Эта любовь – говорит такая сильная, что значит соблазн. Св. Иоанн Зл. Говорит так: что если человек согрешил, он может покаяться, поплакать и Господь простит. Если человек согрешил и начинается у него в душе пожар, а потом после пожара ад, тогда человек этот в Храм Божий идет на интимную беседу к священнику и побеседовав со священником в исповеди получит утешение, получит эпитемью, если нужно некоторое наказание – отеческое и грехов прощение и благодатное обновление.

    А тот, который соблазнил, трудно ему покаяться и соблазнивший никогда не кается в своих соблазнах. Поэтому вот так у Господа Иисуса Христа и приговор страшный – лучше бы ему удалиться на пребывание до страшного Суда в пучины морские с камнем. Как страшно! а поэтому и вывод такой говорит Святой Иоанн Златоуст : “будем стараться в своем житейском земном общежитии быть человеколюбивыми, быть снисходительными, быть терпеливыми, быть доброжелательными. И эти чувства, которые дорого даются человеку, – подвиг христианства! Иметь их долг и подвиг любви Христовой, иметь их подвиг крещенных людей наследников на вечное Царство Небесное”.

    С такими мыслями, с такими чувствами, с такими настроениями, все святители всего мира и наше недостоинство, все священнослужители Богом поставленные, всегда напоминают своей пастве о мире с Богом, о мире с людьми, о мире с церковью, и о мире со своими чувствами, ибо в человеке всегда два чувства живут: чувство разума и чувство сердца. Чувство сердца сожигает: чувство разума – морозит. Если предаться чувство разума, то разум заморозит чувство сердца. А если предаться чувству сердца, горению его беспредельности, то оно растопит необходимый градус разума и сожжет весь разум и сожжет всего человека. А поэтому к чувству сердца, которое всегда мы просим у Бога: “сердце чисто созижди во мне Боже и дух прав обнови во утробе моей” – требуется еще и разума духовного. Как и спросил Господь у Соломона: “Ты что хочешь?” Он сказал: “Разума желаю Господи”. Будет разум здравый, будет и сердце в порядке. Будет сердце в порядке, будет разум здравый – значит будет мудрость, а где мудрость – там не должно быть ошибок.

    Я третий раз повторяю вашему боголюбивому вниманию, с такими чувствами, с такой мыслию, с таким Апостольским посланием, посланием добра, мира, истинной человечности, преданности, мы и в этот город прибыли и преподносим вашему вниманию как лучшее наше чувство предстоятелей алтаря Божьего, с пожеланием вам всем в этом богохранимом храме и в первую очередь присутствующим мира с Богом, мира с людьми, здравия, ибо в здравом теле – здоровый дух, домашнего благополучия, церковного мира, радости духовной и тогда поживши здесь свой отрезок жизни, мы смело как дети отцу небесному посмотрим в глаза. И мы все служители и проповедники, поставленные на эту опасную и ответственную возвышенность: вам говорить правду – в тот ответ который мы проповедывали здесь и отвечали – мы тоже Христу Спасителю скажем : “ Да! Мы все дни – говорили – проповедала – а так они приняли –Господи – Ты ведь сердцеведец – Ты им сердце даровал, о котором и они, И Церковь и мы всегда молились: о даровании нам чистого сердца и обновления благодатного во всем нашем организме, и разума и в нашем интеллекте.” Только после таких пожеланий, после всего этого считаться в мировом масштабе пред Отцом Небесным: мы все чада – дети Адама и Евы. Так устроена наша религия, так проповедали святые Апостолы, так и нам поручили предстоятелям и Престола Божия и служителям Его таинств. Так мы с любовью, с верою, с искренностью, с молитвенным пожеланием желаем вам всего того, чему учил нас Христос Спаситель, что Он заповедывал Апостолам проповедывать и что мы сейчас от части малой, малой крупицы преподносим вашему вниманию. Аминь.

 

Назад  На главную