(20.9.68г.)

ПРОПОВЕДЬ МИТРОПОЛИТА ИОСИФА

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

    Мы так вчера вечером приветствовали друг друга. Вы нас приветствовали с прибытием в ваш Богохранимый город и в этот храм, духовно насыщенный, и с намеками на древность, на обветшалость большую, но намоленный, как святая старинная икона. Икона святая старинная, которую любят люди старой веры, перед которыми сотнями лет, тысячи верующих людей молились, радовались, плакали, просили, благодарили и колена преклоняли, и сердце свое. Так эти иконы старинные и называют наши люди богословы и духовно настроенные люди – икона намоленная. Веками пред ней молились, веками пред ней плакали, веками пред ней просили, веками пред ней благодарили.

    Очень характерно, когда батюшку отца Иоанна хоронили в Петрограде в свое время, так там один протоиерей Скипетров такой знаменитый благочестивый протоиерей города Петрограда, в то время был и ему поручил митрополит Петроградский слово сказать надгробное над батюшкой о. Иоанном Крондштатским на Карповке, на Васильевском острове. Вот очень характерно, я тогда мальчиком еще был, это было в восьмом году, юношей я был – это в восьмом году было. Вот этот о. Скипетров и назвал о. Иоанна так характерно очень, как многие люди мыслящие, многие проповедники, богословы, собеседники вынесли это слово с того храма от гроба доброго батюшки – ты был как икона, намоленная пред русскими людьми. Так характерно. Он взял эту мысль, что говорится и в художественной литературе есть нашей русской: “так старый, как икона намоленная”. Так это икона старая, пред ней множество людей молились.

    Так и о. Скипетров сказал пред гробом великого пастыря земли русской, молитвенника за землю русскую, и молитва сейчас его неиссякает за землю русскую. За мир на Руси, за состояние доброе Руси, за неиссякаемое благочестие на Руси, за исцеление душевных и телесных болезней, за пребывание мира на Руси, здравия и ищущим людям – спасение мире, спасения.

    Так и ваш храм всегда мне представляется не изяществом архитектуры, не блестящей дорогой позолотой, ни дорогой парчей. И опять же мне он напоминает храм преподобного Сергия в Троице – Сергиевой Лавре.

    Однажды, в свое, в то отдаленное от нас время митрополит Московский Филарет служил. В великом блеске митрополит Филарет свою всю службу прослужил. Парча не была искусственная. Парча была златотканная, серебротканная, люстры были дорогие, царями утвержденные в куполах в Троице – Сергиевой Лавры, и все приборы Евхаристические, и все служебные предметы и подсвечники даже и купели и так далее были серебренные с орлами – царский дар. А свечи в люстрах были по два с половиной фунта, по килограмму теперешнему. И митрополит Филарет, как это описывается в старинных записках исторических земли русской и Церкви Русской, то вступал в день преподобного Сергия пятого июля. Так он восхищенный этим блеском и красотой, сам сиял, как драгоценный камень в дорогой оправе, неотвергая всю эту красоту, эту эстетику во славу Божию, но все же он характерно сказал. Он сказал: “Ох как бы я хотел сейчас вместо этих тяжелых риз, унизанных драгоценными камнями и жемчугом, облачиться бы в ризу преподобного Сергия из домотканного полотна, которая в ризнице хранится в киоте за стеклом. О, как я хотел бы сегодня вместо этих драгоценных сосудов из чистого золота, бриллиантами усыпанными, приношение царей и благодетелей, как бы я сегодня хотел совершить литургию на том потире из дерева, выточенным деревянным, на котором служил преподобный Сергий и из которого и он сам и служащие ему однажды увидали во время освящения Причастия нисходящий благодатный огонь. О, как я хотел бы сейчас вместо этих люстр, сияющих, драгоценных, которых не отвергаются, как приношения и красота, я хотел бы сейчас докончить Божественную службу, при треске свечей сосновых и еловых, при которых Сергий преподобный служил. О, как я хотел бы сейчас не только переступить тот порог, который однажды переступила, а может быть и много раз, сама Царица Небесная в келью преподобного Сергия, посещая его. Я хотел бы сейчас приблизиться к этому порогу и только облобызать его и просить Царицу Небесную о помощи в управлении порученной мне епархии Московской и этой Лаврой, этой жемчужиной, этой драгоценностью Всероссийской, а может немножко и подальше с гробом драгоценным, драгоценнее всех жемчужин и драгоценных камней – ракой Преподобного Сергия. И дальше Филарет говорил…”

    Я вам это напоминаю, братья и сестры, как историческое, уже ушедшее в седые времена времен, но мы никогда не будем забывать старое, почитать старое, благоговеть пред старым, не мешая вторжению всего полезного, нового!

    Так и мы, братья и сестры, находясь сейчас в этом храме, и особенно я немножко когда-то был дарован Господом Богом памятью, когда начинал азбуку еще учить, и так на память немножко сохранилась даже чуточку и крошку до сего дня при почтенном уже возрасте и так мне все это играет передо мной и Филаретовы всегда слова и положения, а я Филарета очень рано полюбил. И если я Филарета отшлифованные мысли не понимал, то я имел прекрасных изящных учителей. Как Апостолы святые простаки имели самого изящнейшего в мире учителя, неповторимого Учителя – Господа Иисуса Христа.

    Так, возвращаясь к этому моменту, всегда, когда я вхожу в этот храм и совершаю в нем Богослужение, то тогда у меня целая лента большая идет исторических русских церковных событий и то, что с пятьдесят седьмого года мы здесь бывая, заезжая и посещая те же мысли, те же чувства имеем и сегодня в день храмового здесь праздника, в честь Рождества Царицы Небесной.

    Как я и вчера говорил мы удостоены быть у вас, и вы утешены, вероятно, архиерейском богослужением, *) которое такое же самое, как и священника скромного деревенского, но некоторая обстановка святительского положения, нрава и красоты духовного выражения для вашего утешения, ибо эстетика из Церкви не должна никогда уходить. Красота и изящность, исполнения богослужения, как кто умеет, он должен уметь и хотеть красиво служить, но без театральности и подмосток, тогда благоприятное будет наше кадило пред Престолом Святыя Троицы.

    Так Иисус Христос идет недавно, как нам Лука сейчас описал, в Вифанию идет и решил зайти с учениками и с Своей Матерью Пречистой, которая часто Его сопровождала в дом Своего друга Лазаря. Лазарь был человек неженатый, как нам говорят экзегеты, древности и предания, и Лазаревы сестры были барышни: Марфа и Мария. И Христос решил зайти к другу Своему. Сам Бог и Промыслитель и Сердцеведец, что очень понятно сегодня было в Евангельском чтении, от Луки, сейчас вот-вот, зашел туда. И блаженный Лазарь, который очень Иисуса Христа любил, Иисус Христос его тоже любил, как Иоанна Богослова. Приглашены были в горницу, это в восточном духе под Иерусалимом летом. И Мария, любившая слушать проповедь Господа Иисуса сразу села у ног Его. А Божественный Учитель, которого все назначение было Совета Святыя Троицы благовестить в мире мир, в мире радость, и в мире спасение и благодатное обновление человека. Человека с большой буквы, после языческого человека с малой буквы, стал Божественныя глаголы Своя вещать. Его учения в открытыя окна и двери слушали люди, сопровождающие Христа. Лишь Марфа, как добрая хозяйка и как прекрасно знавшая, что каждый человек и Божественный Учитель воспринявший плоть и кровь, кроме греха земного человека – несомненно трапезы вкусить хотел. И Марфа очень беспокоилась, чтоб угостить дорогих гостей, чтоб угостить драгоценного Учителя и Господа и друга их семьи. Марфа очень беспокоилась, суетилась, приготавливая блюда, составила быстро в разуме своем меню: поскорее и вкусно приготовить. Это естественный закон всех хозяев и добродушных тех, которые любят гостей принимать во имя Бога. Мария слушает вечные глаголы Божественного Христа, а та в кухонном одеянии все занималась и хлопотала и не выдержало сердце ее женское, и вошла она в горницу, где Господь Иисус беседу производил и ставши близко у порога, как нам говорят историки и экзегеты, довольно возвышенным голосом сказала, обратясь ко Христу: “Господи, разве Тебе не все равно, разве мы не равны пред Тобою две сестры? Прикажи Марии, чтоб она сейчас встала и помогла накрыть стол, угостить вас, и как недавно сказал в молитве, которой Ты научил учеников, и мы эту молитву уже знаем, и в этой молитве говорится в одном месте “хлеб наш насущный даждь нам днесь”. Правда мы и то слышали из уст Твоих Божественных, что ты сказал, что не одним хлебом насущным будет жив человек, но все же, все же. Она женщина была, она хозяйка была, она любила тоже Господа Христа. А Христос Спаситель с таким легким отеческим и любвеобильным упеком обратился к ней, оставляя свой упек на все время на человека на земле: “Марфа, Марфа, ты молвиши и заботишься о многих, а Мария избрала благую часть, которая никогда не отымется от нея”. И когда Христос Спаситель после трапезы, оставляя дом Лазаря, что в большой толпе, с большой толпы вышла женщина, старушка и воскликнула, услышавши проповедь Христа чрез открытую дверь: “О блаженное и счастливое то было чрево, которое носило Тебя под сердцем, и та грудь, т.е. те сосцы, которые ты сосал, питался, как человек по законам человеческим, которые Ты Сам создал и сотворил”. И Христос Спаситель ее тоже осторожно похвалил. Но сказал опять для всех нас и сейчас слышите чрез наше слово: “А самые счастливые, а самые блаженные те, которые слушают Слово Божие и хранят его в сосуде сердца своего”.

    Святый Апостол Лука самый ближайший был к Божией Матери. Он больше всего наблюдал из жизни Царицы Небесной, он и Павла сопровождал; и святый Лука написал в Евангелии больше всех о жизни Девы Марии описал. И о случаях из жизни Господа Иисуса Христа, когда Дева Мария относилась ко Христу, как мать, и Он как сын к ней. Но когда было эта премудрость для людей, и нужно было усыплять всегда бодрствующего сатану. Так Святый Апостол Лука написал о Деве Марии, в сегодняшний день мы читали, это положено на все Богородичные праздники. И такое дивное, и бессмертное, и воспитывающее это Евангелие о котором нужно думать, разбирать и на славянском языке, и на русском читать или опытных людей спросить толкование. И несомненно в наших святых храмах во всем мире под солнечной, где православные храмы, в сегодняшний день, совершается тожество в честь Рождества Царицы Небесной, и здесь в храме, который в память рождества Царицы Небесной. Поэтому сегодняшний праздник в честь Царицы Небесной и во всем мире и все служащие, несомненно, беседуют с богомольцами что-то на тему, что соприкасается непосредственно с Пресвятой Богородицей и необходимого окружения этой мысли и слова, как сказано нами сейчас пред вашим благочестивым вниманием.

    Так Царица Небесная в мир пришла, как утренняя звездочка, возвещавшая: вот-вот будет восход солнца. И в Писании, это воспоминается Священном, Она предшествовала вечному Солнцу, пришедшему в мир - Иисусу Христу, вечному Теплу, вечному Свету и вечной жизни. Как без солнца жизни на планете не могла быть, так и без воплощения Сына Божия все б замерло на разуме и сердце было бы замкнутое на большой замок и не могло быть бы красоты и лучезарности и тепла христианства.

    На сегодняшний день очень много есть проповедей замечательных, часть из которых и имел счастье прочесть еще в юности: и блаженнейшего Филарета, митрополита Московского, и Платона Московского и Иннокентия Херсонского и других великих русских святителей и Димитрия Ростовского святителя и заграничных богословов, которые признают Царицу Небесную Богородицею. На этот большой день замечательные проповеди, замечательные поучения, замечательные назидания: величаем Царицу Небесную, чтобы она приняла во внимание нашу любовь к ней, хотя и холодное наше сердце оно чаще бывает холоднее разума холодного. Чтоб Царица Небесная учла наше посещение храма, чтоб учла наш труд, чтоб учла Матерь Божия, что зимой холодно, летом жарко – так пишет митрополит Антоний Харьковский. Чтоб она учла все наши движения и, хотя недостатки сердца нашего индифферентность, холодность, а может враждебность, покрыла бы нас своим омофором. Она же знает прекрасно с раннего возраста еще в храме, назначение человека в мир, в мире рождение: знала весь принцип благовещения от Гавриила и с тем пошла похвалиться тетке своей Елизавете, супруге благороднейшего первосвященника Захарии. И мы на основании пророчества, на основании личных чувств и веры она в том доме открыто сказала о себе: “С этого момента весь человеческий род будет меня ублажать, как матерь грядущего в мир Спасителя Христа”.

    Вот братья и сестры, поздравляем вас с сегодняшним храмовым здесь праздником, предприняв некоторое пушешествование, которое очень легко сейчас на художественных и быстролегких самолетах. Теперь путешествие, конечно, легче уже: ни на конях, ни на волнах, ни на осликах, ни верхом, ни пешком – а летаем на самолетах. И поэтому имеем возможность в обширной епархии иногда в три дня быть на трех храмовых праздниках. Примерно было воскресенье, а в понедельник уже Константина и Елены. Где-то, где-то мы были, а на Константина и Елену совсем уже в другой части Казахстана.

    Старое почитая, иконы старинные лобзая как Первообраз на иконе изображенный, Апостолам веря и в проповедь Евангелия, а паче всего веря Господу Иисусу Христу в мир пришедшему, Который Церковь создал на незыблемых камнях–Апостолах, Который таинства оставил Церкви, Который сказал врата ада не одолеют ее, хотя мебель иногда будет ломаться и крошиться, иногда то от суши, то от сырости, но идея “ врата ада Церкви не одолеют”, верна потому что Сам Иисус Христос это сказал. Но этим не надо бравировать, а надо быть благоговейным, послушным Господу Богу, Его Церкви и быть снисходительными, и быть с уважением и с некоторым послушанием законным к Матери нашей Церкви и отцам нашим. Пусть они так далеко от нас, которые очень думают, чтоб граждане земли Российской жили в мире, в покое спали ночью и отдыхали, и чтоб с их кладовых не иссякала ни пшеница, ни елей, ни вино. Об этом помолимся к Царице Небесной, чтоб она управила в жизни нашей земной, которое есть поприще и ковер, посыпанный кому цветами мягкими, кому розами с шипами, а кому ничего, но путь грядущий, в Царство Небесное, где по словам Иисуса Христа Апостол Петр стоит с золотыми ключами, хотя аллегорическими и будет Петр открывать тем, кто признал величайшего Учителя Иисуса Христа, Христа Творца мира и человека, Кто принял Царицу Небесную, как честнейшую Херувим и славнейшую без всякого сравнения Серафимов, и кто благоговейно уважали Церковь и уважая духовенство и не забывая того, что духовенство из того же теста, что и вы, но с большими правами и в кармане с ключами. Эта аллегория, она очень реальна и всем понятна.

    Да будет же мир в ваших сердцах, братья и сестры!

    Желаем вам молитвенного здоровья!

    Желаем Караганде цвести и быть такой гордой и богатой, как она сегодня!*)

    Аминь.

    *)Народ: “Спаси Господи!

 

Назад  На главную